Edith Piaf  

Эдит Пиаф, хрупкая и всегда такая сильная. Порой кажется, ее голос просто завораживает, чарует. Это подобно волшебству. Каждая ее песня - это отдельная история, отдельный мир с его горечами и страданиями. В каждой выражена своя философия.

Обращаясь к зрителю, Эдит Пиаф говорила о неудачах в любви, о неразделенном чувстве, о драме одиночества. И ее благодаря голосу, берущему за живое, её страсть, её боль становилась болью тех, кто её слушал. Когда пела Эдит Пиаф, неважно где- будь-то на площади бедного парижского квартала, или на эстраде мюзик-холла или модного кабаре, перед зрителями выступала великолепная трагическая актриса...
Её судьба .Через какие испытания пришлось ей пройти, бедность и нищее детство, тяжелейшая, но вместе с тем удивительная судьба.
Ибо таких талантов как она и не будет более. Да и вообще не стоит её ни с кем сравнивать. Ведь она была уникальна, у неё был дар от Бога! А такое дается нечасто.
Всю жизнь она превозносила в своих песнях истинную, самоотверженную ЛЮБОВЬ. Как бы хотелось рассказать о ней, о её песнях.. Но нет, я думаю...все же.. Пожалуй, о ней лучше всего расскажут чудесные эти песни...

***

Ca passera comme le reste,
Faut pas s`en faire pour ca
Y a qu`en faire un petit geste,
Apres on n`y pense pas.

Il ne faut pas s`en faire,
Le beau temps reviendra,
Oublions nos miseres,
Tout s`arrange et s`y va...


(M. Emer, "Le geste")


О чем же была её ПЕСНЯ ?
...Эдит Пиаф всегда пела о любви , и только о ней....
"За любовь, за счастье нередко приходится расплачиваться слезами" - говорила она.. Это правда, но Пиаф также пела о том, что сама способность любить, что-то чувствовать -это и есть великий дар, великое счастье.
Вот, когда человек становится по-настоящему несчастным -это когда в нем, в его душе наступает полная пустота. Когда его уже ничего и никто не волнует, когда наступает полное безразличие. Так ведь многие и проживают, не осознав этого..

Любовь приносит одни лишь страдания.... За любовь бескорыстную, самоотверженную, не жаждущую награды расплачиваются только слезами.... За ту любовь, про которую сказано -"сильна, как смерть", ту любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость....

Когда люди по-настоящему любят друг друга, любят чистой, искренной любовью, обязательно встречаются после смерти, ибо нет смерти у вечности. Она всегда в это верила...

***

Каждая песня это чья-то жизнь со своими радостями и несчастьями.

Она могла одинаково воспеть в песне и судьбу жалких бездомных уличных артистов, и судьбу девушки легкого поведения в песне "Аккордеонист" , потерявшей на войне своего возлюбленного...

Или бедного легионера, нашедшего вечный покой под песками пустыни...

Или моряка из песни "Чужестранец", которому вечную колыбель заменило ласковое море...

Или непутевого мелкого служащего, от которого вечером ушла жена, и который от этого решил покончить жизнь самоубийством, или брошенной своим возлюбленным молодой женщины, обезумевшей от несчастья, от разлуки...

Или обратиться в другой песне с мольбами к Богу -"Господи, оставь еще на немного моего возлюбленного...". И это одинаково было прекрасно.

Она, как никто другой, могла одинаково воспеть в своей песне судьбу всех несчастных, обездоленных, не нашедших ответного чувства или обманутых людей...Да это был целый мирок неповторимых и несчастных судеб...
Ее герои...
Да это все те, кто в жизни пережил беду. Именно к ним она обращалась в своем творчестве... Именно их чувства она старалась превознести. Помочь. И в этом была сила ее искусства...
Возвысить их, их чувства.. . Их страдания. Обратиться к ним, быть может, посочувствовать своей песней, помочь. И как важно это было !

Эдит Пиаф была талантливейшая...В своих песнях она вложила столько души, в них она пела и о себе...Делилась и своим личным горем. Искренно и правдиво.
И оттого, что многое в своей жизни САМА пережила, она знала, как никто другой, что такое страдание и горе, угрызения совести и боль утраты близких людей...

Пиаф всегда выражала в своих песнях свою душу. Свои страдания она выносила на сцену.
И протягивая руки навстречу зрителям, она отдавала им всё самое дорогое, что у нее было, - свои песни...делилась с ними своими неудачами и радостями. И зрители вознаградили её, подарив взаимную любовь, которая длится и по сей день.

И все-таки, я думаю, главная заслуга Эдит Пиаф , я думаю, в том , что своими песняим она поддерживает человека в горе, в одиночестве, дает ему надежду на существование, когда кажется, что все уже потерянно... Когда не хочется жить дальше. Говорят, что Пиаф была трагической певицей, но в то же время её песни очень оптимистичны... Думаю, она многим людям помогла преодолеть беду...Ведь своими песнями она несла любовь и надежду ...

Вот уже 42 года прошло после смерти Пиаф… А ее песни –остаются хитами. . Она –самая великая певица ХХ века. И другой такой не будет. Это мое убеждение. Эти песни давали и дают надежду жить дальше, несмотря ни на что...

***

Однажды, Чарли Чаплин сказал, что Эдит Пиаф в своем творчестве, т.е. в песне, делала то же, что и он в кинематографе. И это правда.

Во время войны Эдит Пиаф, выступала в лагерях для французских военнопленных.

В одном лагере военнопленные всегда были рады увидеть свою соотечественницу, тем более знаменитую певицу. Эдит Пиаф внезапно выразила желание сфотографироваться с ними. Немецкие власти не смогли отказать знаменитой певице. Эдит сфотографировалась среди ста двадцати пленных и попросила карточку на память.

В Париже фотография была отдана в подпольную мастерскую, где тщательнейшим образом проделали следующие работы: лицо каждого пленного пересняли на отдельную карточку, увеличили и приклеили к фальшивому удостоверению личности.

Проходит некоторое время, и она обращается к немецким властям с просьбой разрешить ей снова побывать в этом лагере. Она получает разрешение. И вместе со своей секретаршей, в чемодане с двойным дном прячет сто двадцать удостоверений личности, а затем тайком провозит их в лагерь.

Что произошло дальше? Каждому из ста двадцати пленных, под видом раздачи автографов, она раздавала фальшивые документы. Пленным оставалось только поставить подпись и бежать при первом удобном случае. Кого-то она увезла из лагеря под видом музыкантов из оркестра, с их фальшивыми удостоверениями...

Их было сто двадцать, и все они благодаря Эдит Пиаф получили долгожданную свободу. Уже потом, много лет спустя они приходили иногда во время концертов, чтобы обнять ее, чтобы поплакать вместе...


***

"Для меня нет ничего более важного в жизни, чем любовь и мои песни,
но мои песни - это тоже Любовь" - говорила она.

Она всю жизнь искала Любовь, но та почти всегда от нее ускользала, как только она начинала верить , что нашла в жизни того, кто будет для нее ВСЕМ, все рушилось, и она снова оставалась одна.

Лишь однажды ей казалось, что чудо почти совершилось, что знаменитый французский боксёр, чемпион мира, Марсель Сердан наконец сделает ее счастливой. Но тщетно... Смерть разлучила их. Смерть разлучила ее и с Тео Сарапо. А ведь он, быть может, был дан ей в конце как знак прощения, или почти осуществившейся мечты, которую она пронесла через всю свою жизнь. Мечты быть любимой и дарить эту радость другим.

Странно, но две основные линии просекали жизнь Эдит Пиаф - смерть и любовь. Что из них было крепче ? "Я не верю в смерть-говорила она. "Я считаю, что, когда люди по-настоящему любят, они бессмертны" . И она всегда искренно верила, что после смерти любящие души встречаются.

Да, наверное, встретилась она и с любимыми ею Марселем Серданом, и дочерью, умершей в два с половиной года от менингита, и которую, по злому волею случая звали тем же именем - Марсель, и с Тео Сарапо, ее вторым мужем.
Вот еще в чем странность, я много об этом думала, как после каждого сильнейшего потрясения в своей жизни, на свет появлялись наиболее прекрасные произведения, настоящие шедевры.

В тот же самый вечер,когда погиб Марсель Сердан, у нее все же нашлись силы, чтобы подняться, выйти на сцену и спеть свой "Гимн Любви", в память "о нем и только о нем"... Тогда, в Нью-Йорке, ее почти вынесли на сцену. Она была вне себя от горя, не могла еще поверить... но публика, её неизменный возлюбленный, ждала ее, наверное, потому и дала ей силу петь в тот вечер.

В тот вечер она все же выдержала, переборола свою боль, ради любви к публике, нашла в себе силы спеть, бледнея с каждой песней... Но продержаться до конца не смогла. Она пела свой знаменитый "Гимн любви", когда в конце второго куплета, все увидели, что она хватается за занавес , теряя сознание...Со сцены певицу унесли в глубоком обмороке...

Вот как она пела:


Le ciel bleu sur nous peut s`effrondrer
Et la terre peut bien s`ecrouler
Peu m`importe si tu m`aimes
Je me fous du monde entier
Tant que l`amour inondera mes matins
Tant que mon corps fremira sous tes mains
Peu m`importent les problemes
Mon amour, puisque tu m`aimes...

J`irais jusqu`au bout du monde
Je me ferais teindre en blonde
Si tu me le demandais...
J`irais decrocher la lune
J`irais voler la fortune
Si tu me le demandais...
Je renierais ma patrie
Je renierais mes amis
Si tu me le demandais...
On peut bien rire de moi,
Je ferais n`importe quoi
Si tu me le demandais...

Si un jour la vie t`arrache a moi
Si tu meurs, que tu sois loin de moi
Peu m`importe, si tu m`aimes
Car moi je mourrai aussi...
Nous aurons pour nous l`eternite
Dans le bleu de toute l`immensite
Dans le ciel, plus de problemes
Mon amour, crois-tu qu`on s`aime?...

...Dieu reunit ceux qui s`aiment!


(E.Piaf- M. Monnot)

Гимн Любви

Слова - Э. Пиаф,
Музыка- Маргарит Монно) 1949 год

Если когда-нибудь жизнь разлучит нас с тобою,
Если ты умрёшь, ты будешь далеко,
Мне все равно, если ты меня любишь,
(Смерть не разлучит нас),
Потому что я тоже умру...
Мы встретимся в вечности,
В синеве всей бесконечности,
Для меня более не будет тревог, ведь, Любовь моя, веришь ли, что любим мы?...
...Бог воссоединяет тех, кто любит !...



"Гимн любви" она записала в 1950 году, через полгода после смерти Сердана в авиакатастрофе.

И эта песня гениальна. В ней выражено все - и надежда, и радость пережитого счастья, и боль, пронзительная боль утраты любимого....


***

Все-таки с каким трудом она добивалась славы! И как нелегко ей удавалось удавалось ее отстоять...
все равно, вот уже более 40 лет прошло после ее смерти, и она до сих пор звезда мировой величины. Господи, конечно же ! Эдит Пиаф самая великая певица...Другой такой не будет...
Тяжело страдала и алкоголизмом...Да, сколько других людей проходят через это зло... Но она ведь все-таки находила в себе силы бороться. Какой пример многим, пример мужества, стойкости и силы воли ! Ценой какого страданья...

Вот, как писала о ней Н. Кончаловская, в своей книге:
"...После смерти Сердана отчаяние довело Эдит до больницы, и там ей стали колоть сильные снотворные. С ее повышенной чувствительностью было достаточно нескольких уколов, чтобы Эдит превратилась в наркоманку.

Это была полная потеря человеческого и женского достоинства. Здоровье ее сильно пошатнулось. Ноги переставали слушаться и сильно распухали. На каблуках стоять было невыносимо, и тогда она стала выступать в простых черных сандалях и во все том же неизменном простеньком черном платье.... А публике было абсолютно все равно, в чем Эдит выходит на сцену, лишь бы пела!... "

А пела она все так же великолепно. Голос звучал безукоризненно. К репертуару прибавлялось все больше и больше новых песен.

Известнейших, мировых хитов... А как она относилась к своему творчеству, какой пример многим: «…Когда меня спрашивают, как достичь исполнительского мастерства, не претендуя на оригинальность формулировки, я отвечаю: «Работать, работать и работать».

Но это не значит, что все так просто. Надо решиться на то, чтобы быть самим собой и никем, кроме самого себя. Это также не значит, что надо игнорировать других. Наоборот, следует слушать их и извлекать пользу из того, чем они могут быть при случае полезны лично вам.
Не бывает концерта, на котором вы чему-нибудь бы не научились, разве уж только не тому, чего вообще не надо делать.

Большое искушение, которому следует сопротивляться, хоть это не всегда удается, — отдаться легкому успеху, то есть идти «на уступки публике». Внимание — опасность! Известно, где начинаются эти уступки, но неизвестно — куда они вас могут привести.
Я лично стараюсь не делать ни одной. Я отдаю свое лучшее, я вкладываю всю душу и сердце в мою песню, я прилагаю все мое желание создать между залом и собой человеческий контакт, я хочу найти общий язык с теми, которые меня слушают, но если они отказываются следовать за мной, я не пойду на то, чтоб завоевать их, прибегая к ухищрениям, которые роняют меня в моих собственных глазах, а потом и в глазах публики.

Принимают меня или нет, но я против хитрого подмигивания публике, против тех трюков, ценой которых срывают аплодисменты, не составляющие гордости для артиста.
И эта непримиримость впоследствии всегда вознаграждается".

Эдит Пиаф так высоко подняла жанр французской уличной песни, как не удавалось до сих пор ни одной эстрадной певице, выступающей в кабаре...Публика продолжала боготворить ее, но теперь алкоголизм разрушал здоровье. Вот, как писала Н. Кончаловская, в своей книге:

"...Временами она бросала пить, а потом начинала снова. И в 1953 году в Париже, в казино де Руайо, имел место небывалый скандал. Эдит выпила перед концертом лишнего, и, когда оркестр проиграл вступление, она начала петь вместо слов «шагаю под непогодой» — «шалаем, балуем на воду». Эдит была зверски пьяна. Кто-то из публики крикнул:

— По-каковски она поет?
Публика не могла примириться с падением кумира. Поднялся невообразимый скандал. И те, кто выл от восторга на ее концертах и, захлебываясь, колотил в ладони, сейчас свирепо орали и топали ногами: «Вон! Вон с эстрады!»

Ее увезли в больницу. Она была невменяема. Она видела чертей, разговаривала с духами, рыдала и пела ночами, бегала по коридорам от воображаемых гномов. За ней установили круглосуточное дежурство. Боялись, что она в припадке выбросится в окно...."


***

"И вот, когда Пиаф вынесла ВСЕ эти свои страдания на сцену, подлинность этих страданий ни у кого не вызывала сомнений...

Нынешние звезды рассматривают страдание в качестве «фишки», условного приема. Длительная эксплуатация не пережитого лично чувства сделала эстраду фальшивой и бесчувственной.
А во времена Пиаф общественная мораль признавала страдание человека тяжелым, но неизбежным фактором жизни. Право на страдание было последним утешением и прибежищем бедняков.

Ныне общественная мораль отказывает им в этом праве: личные переживания принято скрывать, стыдиться их, а на все неприятности отвечать белозубой улыбкой.

Нынешнее поп-искусство отрицает сам факт наличия человеческого страдания. Тем не менее страдание из этой жизни никуда не делось.

И заслуга Эдит Пиаф в том, что своими песнями возвысила всех отверженных и одиноких...

Пиаф призывала не загонять переживания внутрь (как это делают сейчас, называя естественное человеческое состояние стрессом), а возвышаться посредством страдания, придавая ему высокую тональность и пафос.

«Ты страдаешь - значит, ты живой» - словно бы утверждала она в своих песнях...

Песни Пиаф способны вернуть решимость и уверенность с той же силой, с какой она сжимала свой крохотный кулачок во время выступлений." ( цитата из журнала "Огонек" № 38 20-26 октября 2003 г.)

***

быть может, вы слышали когда-нибудь эту библейскую притчу, и думаю, в ней лучше всего отражена ее судьба:
"...Каждый человек получает от Бога крест, соразмерный с его силами...
Так, шли два человека, каждый нес свой крест, но один постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу, а другой нес его со смирением, хотя сам склонялся под тяжестью креста.

Первый просил со слезами, и Господь всё более и более облегчал его ношу, крест становился всё меньше и меньше; а второй терпел.
И вот они подошли к глубокой пропасти. Тот, который нес тяжелый большой крест, положил его над пропастью и легко перешел на другую сторону, а у второго крест был настолько мал, что он не смог перейти по нему и упал в бездну...".

Нам с рождения уже приписано кто какой крест будет нести, и какие испытания мы будем преодолевать. От нас хотят именно того, что нам труднее всего, что нам часто кажется не по силам . Но нам не посылается испытаний, коих мы не можем выдержать.

Об этом и пела Эдит Пиаф в своих песнях, в частности- в песне "Кресты" в 1953 году.

Это пример мужества , стойкости, и несомненно огромного таланта. Быть может, то, что кому-нибудь из нас дается определенный талант, это и есть тот некий Крест, который стоит пронести , несмотря ни на что...
Вот как она пела:

(LES CROIX
Paroles: Louis Amade, musique: Gilbert Becaud, enr. 15 juillet 1953)

Mon Dieu qu'il y en a des croix sur cette terre...
Croix de bois, croix de fer.
Humbles croix familieres...

Et moi, pauvre de moi
J'ai ma croix dans la tete
L'immense croix de plomb
Vaste comme l'amour
J'y accroche le vent
J'y retiens la tempete
J'y prolonge le soir
Et j'y cache le jour

Et moi, pauvre de moi
J'ai ma croix dans la tete
Un mot y est grave;
Qui ressemble a "souffrir"
Mais ce mot familier
Que mes levres repetent

Est si lourd a porter
Que j'en pense mourir...

Господи, жизнь моя
Полна страданий...
Все же мне не трудно нести этот крест,
Огромен крест и тяжек,
Как любовь...
Нести его и в ветер,
Тянуть его и в бурю,
Проходит с ним и вечер,
Но каждый день молю я :
Господи, сжалься...
Все же мне не тяжко нести этот крест...
Хотя порой, скажи,
Не легче ль умереть ?!...

***

CETTE BAUTE DE L'OMBRE...

"Madame Edith Piaf a du genie. Elle est inimitable. Il n'y a jamais eu d'Edith Piaf, il n'y en aura plus jamais"

"Edith Piaf a cette beaute de l'ombre qui s'exprime a la lumiere. Chaque fois qu'elle chante, on dirait qu'elle arrache son ame pour la derniere fois."

Jean Cocteau


"Oh! regardez cette petite personne dont les mains sont celles du lezard des ruines.
Regardez sont front de Bonaparte.
Ses yeux d'aveugle qui viennent de retrouver la vue.
Comment chantera t-elle ? Comment sortira t-elle de sa poitrine etroite les grandes plaintes de la nuit ?

Et voila qu'elle chante, ou plutot qu'a la mode du rossignol d'avril elle essaie son chant d'amour...

Elle se depasse, elle depasse ses chansons, elle nous depasse. L'ame de la rue penetre dans toutes les chambres de la ville.
Ce n'est plus madame Edith Piaf qui chante, c'est la pluie qui tombe, le vent qui souffle, c'est le clair de lune qui met sa nappe".

Extraits de l'Hommage de
Jean Cocteau a Edith Piaf.

Дорогая Эдит и вот снова так хочется о тебе написать..
Знаешь, о твоей красоте, да, именно о ней..
О красоте, скрытой тенью печали...

"Elle avait cette beaute de l''ombre qui s''exprime a la lumiere",- писал Кокто... " Она обладала той красотой, что невидима в тени, но проявляется на свету"... На свету... Взгляните в её глаза, глаза прозревшей нищенки, ЮРОДИВОЙ...сколько в них света, душевной красоты… Псмотрите на её руки, взлетающие, словно крылья невидимой птицы... Отчего пошел этот миф, будто Пиаф была некрасива ?!...Не знаю, быть может, по телевидению нередко показывают песни из ее позднего репертуара, когда она уже сильно болела ?!...А попробуйте любого человека снять во время болезни…Ведь это и правда, был путь на Голгофу...Но она все же находила в себе силы, отдавала все лучшее своему зрителю, не щадя себя, вопреки всему... Как ей было трудно, сколько она всего пережила...

...Она была очень красивой, женственой, очень обаятельной. За её хрупким силуэтом скрывалась такая мощь чувств,столько внутренней силы, потому песни её живы, и порою кажется, что у песен этих нет ни авторов, ни корней, что они возникли прямо на мостовой, под лучами фонарей,в туманном порту, или в бездонной людской толпе. но нет, эти песни уже навеки связаны с ней, самой великой певицей Франции, да , пожалуй, и всего мира...Ибо она жива в наших сердцах и по сей день...

...И никто лучше не описал талант и красоту Эдит Пиаф, чем Жан Кокто, известный французский поэт, драматург и кинорежиссер. Вот, как он говорил о ней :

"...Посмотрите на эту маленькую женщину, чьи руки подобны ящерицам на руинах замка. Взгляните на ее лоб Бонапарта, на ее глаза слепца, который обрел зрение. Как она будет петь? Как выразит себя? Как вырвутся из ее узкой груди великие стенания ночи?! И вот она уже поет, или, точнее,— на манер апрельского соловья пробует исполнить свою любовную песнь. Слышали ли вы когда-нибудь, как трудится при этом соловей? Он старается. Он раздумывает. Он отшлифовывает. Он задыхается. Устремляется вперед, воспаряет и падает. И внезапно - находит. Начинает петь. И потрясает нас...

И вот уже голос, низкий, грудной голос своими бархатными интонациями завораживает нас. Его теплые волны набегают, обволакивают, проникают в нас. Цель достигнута. Подобно соловью, невидимому глазом, Эдит Пиаф тоже становится невидимой. Только ее взгляд, ее бледные руки, воскового цвета лоб, на который направлены лучи света, и нарастающий, поднимающийся все выше голос, который постепенно заслоняет ее и, увеличиваясь, как ее тень на стене, смело заменяют нам эту маленькую застенчивую женщину.

С этой минуты гениальность мадам Эдит Пиаф уже не вызывает сомнений, каждый может в этом убедиться. Она превосходит себя. Она превосходит свои песни, их музыку и слова. Она превосходит всех нас. Душа улицы проникает во все уголки города. И это уже не Эдит Пиаф поет, а идет дождь, свистит ветер или накидывает свое покрывало лунный свет..."

Сложная жизнь, обездоленное детство. Трагически изломанная судьба...И песни...Песни, приносившие радость миллионам людей...
Она как могла пронесла свой крест, свой ТАЛАНТ, до конца, несмотря ни на что...Она была гениальна...

Это говорят ее песни , что живут и живут в наших сердцах....
как и она...




Эдит, да ты вовсе не умерла... Да как ты можешь умереть, ибо ты живешь с нами, в наших мыслях, в наших чувствах, покуда бьется твой голос, покуда песня твоя трепещет в осеннем ветре, звучит и звучит и расплывается в капле дождя....


.



Hosted by uCoz